Утильсбор в Беларуси (РБ) для физических лиц расчет пошлины онлайн
Расчет утилизационного сбора в Беларуси: что важно знать в 2025 году
Утилизационный сбор – это обязательный платеж, который взимается при ввозе или производстве транспортных средств в Беларуси. Он направлен на компенсацию затрат, связанных с последующей утилизацией автомобилей после окончания их срока службы. Основная цель утильсбора – снизить негативное воздействие на окружающую среду, создать систему переработки и утилизации автохлама, а также поддержать отечественный автопром.
В Беларуси утильсбор обязаны оплачивать как юридические лица, так и физические лица, которые ввозят автомобили для личного пользования. Ставка зависит от возраста авто, объема двигателя, категории транспортного средства (легковые, грузовые, автобусы и спецтехника), а также от того, является ли автомобиль новым или бывшим в эксплуатации. Некоторые категории транспорта могут подпадать под пониженные ставки или иметь особые условия налогообложения.
Средства, полученные от уплаты утилизационного сбора, направляются на развитие инфраструктуры переработки автомобилей, поддержку экологических программ и финансирование государственных инициатив по утилизации транспортных средств.

На Национальном правовом интернет-портале опубликовано постановление Совета Министров Беларуси №50 от 28 января 2025 года, которым официально изменены ставки утилизационного сбора на автомобили.
Таблица уплаты утильсбора в Беларуси
Категория транспортного средства | Утилизационный сбор (до 3 лет), руб. | Утилизационный сбор (более 3 лет), руб. |
---|---|---|
Электромобили (без гибридных установок) | 1 148,86 | 2 757,36 |
Двигатель до 1000 куб. см | 6 365,57 | 16 249,5 |
Двигатель от 1001 до 2000 куб. см | 23 575,91 | 41 471,55 |
Двигатель от 2001 до 3000 куб. см | 66 248,51 | 100 301,81 |
Двигатель от 3001 до 3500 куб. см | 76 068,86 | 116 459,46 |
Двигатель свыше 3500 куб. см | 96 868,22 | 127 339,56 |
Ввозимые автомобили для личного пользования | 544,5 | 1 089,0 |
Что изменилось?
Ранее сообщалось, что новые ставки будут синхронизированы с тарифами, действующими в России с 1 января 2025 года. Однако некоторые автовладельцы опасались, что при ввозе автомобиля в Беларусь его нельзя будет продать в течение года без уплаты коммерческого утильсбора. В официальном тексте постановления таких ограничений не содержится.
Кроме того, были опасения, что автомобили с двигателями объемом более трех литров попадут под повышенный сбор, но это также не подтвердилось.
Обновленные ставки утилизационного сбора для легковых автомобилей
Ставки утильсбора в Беларуси для Физические лица (авто до 8 пассажирских мест)
- Автомобили до 3 лет – 544,5 бел. руб. (ставка осталась прежней).
- Автомобили старше 3 лет – 1 089 бел. руб. (+272,3 руб. к старой ставке 816,7 руб.).
Таким образом, изменения для физлиц минимальны – подорожание коснулось только авто старше трех лет.
Ставки утильсбора в Беларуси для юридических лиц
Для организаций ставки выросли почти в два раза. Например:
- Двигатель до 1000 куб. см (авто до 3 лет) – 6 365,57 бел. руб. (ранее 3 145,69 руб.).
- Двигатель до 1000 куб. см (авто старше 3 лет) – 16 249,5 бел. руб. (ранее 8 026,93 руб.).
Рост составил 3 219,88 и 8 222,07 бел. руб. соответственно.
Для удобства у нас на сайте вы сможете найти калькулятор просчета утилизационного сбора в Беларуси
Когда вступает в силу постановление?
Согласно информации Государственного таможенного комитета (ГТК), постановление начнет действовать с 10 февраля 2025 года.
- Для транспортных средств категории M1 с электродвигателями и гибридными установками больше не применяется пониженная ставка.
- Легковые автомобили (M1), ввозимые физическими лицами, включая электромобили, облагаются стандартными ставками.
- Для автомобилей до 3 лет ставка не изменилась – 544,5 бел. руб..
- Для машин старше 3 лет ставка увеличилась на 30% – 1 089 бел. руб..
Ставки утильсбора для грузовиков, тягачей и автобусов, что изменилось:
- Выделены отдельные категории для самосвалов и фургонов, ставки зависят от их характеристик.
- Для седельных тягачей (экологические классы 5 и 6) применяются пониженные ставки:
- В 2025-2026 гг. – по квотам, установленным Минтрансом и Минпромом.
- Сверх квоты – по согласованию с Комиссией по промышленной политике.
- Для автобусов (M2 и M3) сниженные ставки действуют только при согласовании с Комиссией.
Таблица утильсбора в Беларуси для грузовиков, тягачей и автобусов
Категория и вид транспортного средства | До 3 лет (руб.) | Старше 3 лет (руб.) |
---|---|---|
Специальные транспортные средства (M2, M3, N1, N2, N3) | ||
Специальные транспортные средства, кроме автобетоносмесителей | 32 004,45 | 193 722,3 |
Автобетоносмесители | 95 801,4 | 251 902,58 |
Транспортные средства категорий M2, M3 | ||
С электродвигателями | 99 086,63 | 99 987,41 |
Объем двигателя ≤ 2500 куб. см | 31 103,66 | 31 527,56 |
Объем двигателя 2500–5000 куб. см | 109 472,18 | 165 797,89 |
Объем двигателя 5000–10 000 куб. см | 122 295,15 | 156 948,98 |
Объем двигателя ≥ 10 000 куб. см | 75 613,16 | 119 009,93 |
Прицепы категории O4 | ||
Полные прицепы | 47 052,9 | 158 803,54 |
Полуприцепы | 47 052,9 | 158 803,54 |
Прицепы с центральной осью | 47 052,9 | 158 803,54 |
Выводы
🔹 Для физических лиц изменения минимальны: увеличился только сбор на авто старше 3 лет.
🔹 Для юридических лиц ставки выросли почти в 2 раза.
🔹 Грузовики, самосвалы, автофургоны и автобусы попали под новые условия.
🔹 Постановление вступает в силу 10 февраля 2025 года.
👉 Следите за актуальными изменениями законодательства, чтобы рассчитать затраты на ввоз автомобиля заранее!